Творческий путь и художественные предпочтения Алексея Николаевича Буртасенкова 29.09.2013

Творческий путь и художественные предпочтения Алексея Николаевича Буртасенкова

  Творческий путь и художественные предпочтения Алексея Николаевича Буртасенкова во многом определила его учеба в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина у выдающегося мастера отечественного искусства, народного художника СССР, академика Андрея Андреевича Мыльникова. Он органично воспринял принципы монументальной живописи со свободной организацией пространства, крупными силуэтными формами, ясным выразительным ритмом, музыкальным звучанием цветовых плоскостей. И, конечно, со значительностью содержания. 

Это обозначилось уже в дипломной работе «Праздник на Неве», воскрешающей одну из характерных примет петровского времени и заставляющей вспомнить о возникновении прекрасного города на Неве и становлении флота Российского. Ибо даже в сцене празднества, в персонажах, среди которых Петр Великий и императрица Екатерина Алексеевна, в ряде других элементов картины живо встает ощущение эпохи, переданное с пытливостью и умением молодым художником. Ныне картина находится в зале заседаний Администрации Василеостровского района. 

Интерес к истории и впоследствии отразился в произведениях о русской истории, представленные, в частности, в комплексе зданий на территории Стрельнинского дворца. Здесь сюжеты, связанные с историческим и современным обликом Москвы. 

Однако творческие интересы Алексея Буртасенкова не ограничиваются ретроспекцией. Он нередко обращается к нерукотворным и городским пейзажам, связанным и с обликом города на Неве. Автор тонко чувствует и передает особенности этого облика и в панорамных видах северной столицы, и в тех, казалось бы, неприметных уголках города, которые так проникновенно передавали художники «Мира искусства». Их наследие, бесспорно, обогатило собственное восприятие живописца – и в пластическом, и в эмоциональном плане. В работах такого рода, конечно, сохраняется присущий монументальным принципам четкий и ясный строй композиции, определенность живописно-пространственных планов, но вместе с тем возникает та задушевная интонация, которая искони была свойственна русскому лирическому пейзажу. Воспринятая Буртасенковым как душевный завет и творческая традиция. 

В пейзажных работах художника живопись становится более интонационной. Она словно смягчается сообразно избранному мотиву, наполняется тонким музыкальным звучанием. Художник не теряет, но развивает и заветы большой профессиональной школы, и корневой отечественной традиции. Это делает творчество Буртасенкова узнаваемым по характеру письма, пониманию выразительных возможностей живописи, стремлению к образности. Разумеется, работы живописца и педагога обретают свое место не только в общественных сооружениях, в экспозициях выставок, но и в различных художественных собраниях. Причем не только камерные работы, но и работы монументального плана, которыми автор оформляет ряд жилых интерьеров в Москве и Петербурге. Сюжеты подобных работ, написанных на заказ, бывают разными, и связанными с жизнью разных стран и исторических периодов. Но все же, ему оказываются ближе сюжеты отечественной истории, в частности, истории казачества. Каковы бы ни были эти сюжеты, художник Буртасенков остается в них художником, сохраняющим принципы реалистической школы и верности искусству.

Анатолий Дмитренко,
Заслуженный работник культуры России, профессор, 

ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея.


Возврат к списку